Рок и шансон
2011-07-11
Известно, что многие и многие россияне предпочитают шансон всем остальным жанрам. Это так, но есть такой нюанс, о котором нельзя умолчать — в российской эстраде шансон тесно переплетается с другими жанрами (или — они переплетаются с шансоном), в частности — с рок-музыкой.
Лет 20–30 назад было очень популярно петь под гитару так называемые «душевные» песни. Выбор падал в основном на блатную музыку, на дворовые песни и на русский рок. Понятно, различий по жанрам не делали — пели всё подряд.
Кстати, в последние годы Андрей Макаревич поет шансон с легкой примесью джаза, выпустил только что с Оркестром креольского танго уже пятый альбом. Заметьте, альбом «Старая Машина» – это песни той самой старой «Машины», но в стилистике шансона.
Разберемся в терминологии. Согласно одной точке зрения, термин «русский шансон» был придуман Иваном Московским в 1996 году как общее название всему жанру дворовой песни. Другая версия — этот термин впервые появился во Франции в 30-х годах, когда на пластинках Вертинского, а затем Высоцкого и Галича стали писать «chanson a la russ» («русская песня»). В 80-х годах в Америке появились чарты русской нецензурной музыки, которую американские эксперты стали называть русским шансоном.
С другой стороны, русский рок как отдельный музыкальный жанр, не имеющий аналогов в мире (как ни крути), родился из скрещения общепринятого мирового рока с могучей русской литературной традицией. Если же вспомнить тоталитарность эпохи советских 70-х, то понятна чуткость русского рока к искренности текста песни. Эта же черта характера и для русского шансона.
Есть и другие общие черты: русский рок откололся от классического рока, а русский шансон – это не то же самое, что шансон классический. Кроме того, есть определенное сходство рисунка ритм-секции и использование преимущественно минорных гармоний в обоих жанрах. То же самое и с текстами — и в русском роке, и в шансоне очень популярна тема обретения личной свободы через преодоление внешних препятствий, хотя и под разными стилистическими соусами. Используются одни и те же образы — ветер, отсутствие сна, движение как символ жизни.
Если подвести итог, то можно сделать вывод, что русский рок и русский шансон похожи, как родные братья, но всё же имеют свои, уникальные черты.
Опубликовано: 11.7.2011